Загрузить еще

Коммунальные новшества: увеличение платежек за воду и квест для пенсионеров от «Нафтогаза»

Коммунальные новшества: увеличение платежек за воду и квест для пенсионеров от «Нафтогаза»
Фото: Архив "КП"

Четыре месяца потребителей время от времени успокаивают, что коммуналка им до конца войны не доставит проблем – по крайней мере, не больше, чем было до этого. Но платежки красноречиво говорят нам о том, что это не так. С нашими коммунальщиками не работает даже известное золотое правило: «заплатил – и спи спокойно».

"Большие проблемы" - это второе имя «Нафтогаза»

Большие проблемы возникли у клиентов «Нафтогаза», причем, как всегда, на «ровном месте». В какой-то степени это можно было бы назвать справедливым, если бы проблемы возникли у неплательщиков, хотя в идеале не должно быть и этого. Но в этот раз в наибольшей степени пострадали как раз те, кто все счета закрыл вовремя.

Напомним, что в начале июня стало известно, что ни один из поставщиков газа для нужд населения не смог подписать контракт с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку газа в рамках специальных обязательств. Поэтому все бытовые потребители в стране, которые не были клиентами «Нафтогаза», перешли к «поставщику последней надежды» (украинская аббревиатура – ПОН) – ГК «Нафтогаз Украины». Речь идет о 8,8 млн клиентов.

Очень быстро выяснилось, что немало потребителей оплатили майские счета компаниям, которые с 1 мая уже не работали. Так что вместо спокойной совести получили головную боль.

- Тех, кто были на облгазах, перевели на «Нафтогаз», и теперь, чтобы заплатить за май, нужен новый лицевой счет, - рассказывает коллега. – Автоматически новые реквизиты нигде не подтягиваются - ни в Привате, ни в Портмоне, ни на сайте 104. Узнать новый счет можно либо из бумажной платежки, которая придет после 25-го, либо в чат-боте. Я вот себе и своей маме номер счета добыла, но как быть одиноким пенсионерам? Платежки приходят не везде, а с чат-ботом у них проблемы – телефоны-то кнопочные! Плюс, например, у мамы переплата предыдущему поставщику составила порядка 500 грн. Многие уже успели заплатить за май. Но оказалось, что в «Нафтогаз» никто эти деньги переправлять не собирается. Надо писать заявление и предоставить кучу документов. Это, видимо, чтобы в войну не расслаблялись и было чем заняться. Особенно пенсионерам.

Что делать?

- Есть отдельно облгазы, а отдельно – облгазсбыты, - разъяснил в комментарии «КП в Украине» глава правления Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. - Облгазы - это трубы и учет газа, которые находились в управлении РГК Фирташа, а облгазсбыты – это те, кто продавал газ населению и другим потребителям. Сейчас согласно решению СНБО облгазы забрали из управления РГК и передали «Нафтогазу». При этом процедура перехода от одного юрлица к другому действительно не выдерживает никакой критики – это факт. Придется потратить дни, чтобы переоформить документы.

На сайте для потребителей 104.ua всем, у кого возникли вопросы относительно расчетов за газ до 01.05.2022, советуют обращаться к поставщику и дают контакты. 

Для возврата переплаченных средств придется пройти настоящий квест. В частности, к письму, которое надо отправить на почтовый или электронный адрес поставщика, следует добавить:

  • фото/скан-копию подписанного заявления в свободной форме относительно проведения сверки и возврата средств на имя директора компании-поставщика, в тексте которой нужно обязательно указать номер лицевого счета (особового рахунку). ФИО директора и прочую информацию можно узнать на сайте газовой компании;
  • копию квитанции об оплате;
  • копию паспорта (страницы 1-2, а также с данными о текущей регистрации);
  • идентификационный номер;
  • выписку с реквизитами карточного счета, куда надо будет вернуть средства.

И здесь возникает закономерный вопрос: не ждет ли нас аналогичная процедура с отоплением? Не получится ли так, что в один совсем не прекрасный день мы узнаем о том, что нас фактически задним числом и здесь перебросили от поставщика к поставщику?

Олег Попенко успокаивает: этого не случится.

- Дело в том, что отоплением занимаются монополисты, которые сами все оформляют, - говорит эксперт. – Как это было в 2018 году, когда «Киевэнерго» отказалось от сетей и создали «Киевтеплоэнерго».

За холодную воду заплатим больше

Еще одна довольно неприятная новость касается холодной воды. С 1 мая в Укрaине в полной мере заработал Зaкон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», так что изменения в системе оплaты зa водоснабжение и водоотвод вступили в силу. Теперь жители многоквартирных домов будут оплачивать не только потребленную воду, но и внутридомовые потери воды.

Итак, в домах, где все квaртиры оборудованы счетчиками холодной воды, объемы небaлaнса (разницы) распределятся между всеми потребителями пропорционально объему использования воды.

В домах, где часть квaртир не имеет счетчиков холодной воды, объемы небaлaнса распределяются между теми потребителями, которые не имеют счетчиков, пропорционально числу лиц, которые пользуются услугами.

Таким образом, теперь весь объем воды, который заходит в многоквартирный дом, будут оплачивать владельцы/совладельцы этого дома. И если в доме есть потери воды, например, в подвальных помещениях, жители домов будут платить и за них.

Очевидно, что для того, чтобы не платить лишнего, показатель общедомового счетчика должен быть очень близок к сумме показателей индивидуальных счетчиков. То есть, сколько в дом заходит воды, столько же воды должно дойти без потерь в квартиры.

В правительстве уже дали «дельный совет», как не переплачивать за воду. Всего-то нужно провести аудит внутридомовых и подземных коммуникаций, выявить повреждения, из-за которых происходит потеря воды, и устранить их. А потом постоянно следить за состоянием сетей.

Согласитесь: в правительстве постарались на славу. Худшее время для введения подобных новшеств найти, наверное, невозможно.

ВОПРОС РЕБРОМ

А что с поверкой счетчиков?

При общении с коммунальщиками всегда приходилось быть начеку, но во время войны нужно удвоить бдительность. Если хоть немного зазеваться, оглянуться не успеешь, как получишь новые проблемы, в то время как у многих и старых выше головы.

Например, некоторые потребители жалуются, что коммунальщики настаивают на поверке, а то и вовсе замене счетчиков. Между тем, в постановлении Кабмина №412 «Некоторые вопросы поверки законодательно регулируемых средств измерительной техники в условиях военного положения» прямо говорится о том, что поверка счетчиков во время действия военного положения, а также в течение трех месяцев после его завершения, не осуществляется.

Отметим, что постановление не запрещает поверку счетчиков, а лишь разрешает ее не делать. Поэтому потребителю могут навязать эту услугу, мотивируя тем, что это была инициатива его самого.

И вот здесь как раз и нужна бдительность. Дело в том, что демонтированный на поверку счетчик компания может вполне не ставить обратно при военном положении, перекрутив в свою пользу это постановление Кабмина. В этом случае потребителю все это время будут начислять платежи исходя из среднемесячных объемов потребления.​