Загрузить еще

Есть такая работа - страну из кризиса выводить

Есть такая работа - страну из кризиса выводить
Фото: Эксперты советуют, подыскивая себе специальность, отталкиваться не только от ситуации на рынке труда, но и от собственных способностей.

Мнения специалистов противоречивы, зато работодатели требовательны и зарплаты выглядят не слишком многообещающе. Как же не ошибиться с выбором специальности?

В конце 2008 года, когда кризис нанес Украине первый серьезный удар, покатилась и первая волна сокращений. Именно тогда специалисты заговорили о том, что прошел период офисных клерков и наступила пора развернуться во всю ширь представителям рабочих специальностей. Тем не менее почти два года нашей жизни «в состоянии кризиса» показали, что работодателям по-прежнему нужны как хорошие юристы, экономисты, бухгалтера, так и пиарщики и рекламисты. Действительно, на рынке труда немного сместились акценты, работодатели стали более требовательными, а работники - более покладистыми, но список востребованных профессий за это время практически не изменился.

Тот, кто только сейчас собирается поступать в вуз и мучительно выбирает будущую специальность, естественно, будет анализировать рынок. Он найдет немало специалистов, которые скажут, что будущее - за работниками сферы IT, другие будут уверять, что юристы, работающие в суде, сейчас самые востребованные. Таких мнений накопится достаточно. Что самое удивительное, каждый из экспертов будет по-своему прав. Дело в том, что ни один кризис не изменит список востребованных специальностей до неузнаваемости. Скажем, людей всегда нужно учить и лечить, значит, врачи и учителя будут в почете.

Эксперты советуют, подыскивая себе специальность сейчас, отталкиваться не только от ситуации на рынке труда, но и от собственных способностей и призвания. Если с рейтингом востребованных профессий они не определились, то в одном уверены твердо: в ближайшие годы нашей стране понадобится целая армия антикризисных менеджеров всех направлений. Именно эти люди будут «вытаскивать» Украину из экономической ямы. Это значит, что, кроме диплома, у них за плечами должен быть солидный багаж знаний, а также масса энергии и целеустремленность. Предложить весь этот комплект работодателям смогут только те, кто получает удовольствие от работы в своей сфере. И не важно, насколько она сейчас в моде.  

МНЕНИЕ

Наталья ШЕВЧЕНКО, замначальника управления организации предоставления социальных услуг Государственного центра занятости: «Высококлассные специалисты всегда в цене»

- В данный момент работодатели того или иного региона сориентированы на свои потребности. К примеру, в Херсонской и Николаевской областях нужны судостроители, в Луганской - машинисты подземных шахт, люди, умеющие работать на спецтехнике; в Киеве, Донецке и Днепропетровске - квалифицированные бухгалтеры. Есть спрос на менеджеров, которые в условиях кризиса могут сориентироваться на рынке труда и предложить какие-то новые шаги и пути решения выхода предприятия из сложной ситуации.

Но при условии снижения количества вакансий на рынке труда работодатель повышает требования к специалистам. Если говорить о профессиях, то сегодня на рынке, как это было и в докризисный период, нужны квалифицированные рабочие руки. Никто не хочет брать человека, который обладает виртуальными знаниями или имеет формальную корочку об окончании вуза. 

КСТАТИ

Рынок труда восстанавливается

В начале весны работодатели оживились, и на рынке труда выросло количество вакансий. Как свидетельствует исследование одного из крупнейших рекрутинговых порталов JOB.ukr.net, в марте увеличилось число вакансий в таких сферах: логистика, реклама и страхование - на 10-12%, строительство, сфера обслуживания и торговля - на 6-8%. Но больше всего вырос спрос на рабочую силу в сфере телекоммуникаций и связи - на 42%, а зарплаты в среднем «подросли» на 10%.  

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Cамые популярные направления подготовки в вузах

  • Экономика        554 тыс.
  • Юриспруденция       197 тыс.
  • Педагогика       170 тыс.
  • Менеджмент    101 тыс.
  • Инженерная механика     68 тыс.
  • Строительство          63, 8 тыс.
  • Гуманитарные науки        54 тыс.
  • Искусство         49,4 тыс.
  • Машиностроение     24,1 тыс.
  • Компьютерные науки       22,7 тыс.

В Украине - 2,6 млн студентов

СОСТАВЛЯЕМ РЕЗЮМЕ

7 способов понравиться работодателю

Деловой рассказ о себе - не поэма. Поэтому умерьте свои графоманские замашки. Объем идеального резюме - не больше одной страницы текста. Единственное исключение: если вы меняли работу каждые 6 месяцев.

Содержание текста уместно разделить на следующие категории: личные данные, цель, образование, опыт работы, навыки, интересы (хобби), рекомендации. И заполнять графы в точном соответствии с их названиями. Удобнее всего, составляя деловую биографию, пользоваться шаблонами - они есть в компьютерных программах Microsoft Office.

Не пренебрегайте категорией «цель» - ее нужно сформулировать в самом начале составления резюме. Тщательно продумайте, какую именно работу вы ищете, и запишите цели, которые вы ставите перед собой. Необходимо показать работодателю, что вы хорошо продумали этот пункт. При этом избегайте общих формулировок, например, «руководящая должность в западной компании». Гораздо выигрышнее будет смотреться такой вариант: «Получить должность в телекоммуникационной компании, которая позволит мне использовать свои знания инженера и реализовать желание работать в области сбыта». Обратите внимание: ваше стремление получить высокооплачиваемую должность в этом пункте не указывается. Упор на финансовый момент в первом же предложении резюме не произведет хорошего впечатления ни в одной стране мира.

В пункте «образование» перечислите университеты, институты или колледжи, в которых вы обучались. Если вы учились на курсах или проходили тренинги, внесите в резюме и эту информацию. Правда, только в том случае, если дополнительное образование имеет отношение к сформулированной цели и соответствует служебным обязанностям. Информацию об окончании средней школы приводить не стоит.

В графе «опыт работы» перечислите в хронологическом порядке (начиная с последнего места), где, когда и на какой позиции вы трудились. Обязательно включите в этот пункт краткую информацию о своих обязанностях. Указывать их стоит короткими словосочетаниями без использования местоимений «я», «мне». Особо выделите аспекты, имеющие отношение к позиции, на которую вы претендуете в данный момент.

В пункте «профессиональные навыки» укажите те умения и таланты, которые помогут вам работать еще лучше. Например, владение компьютерными программами, знание иностранных языков. Не поленитесь проверить, чтобы этот пункт четко соответствовал цели, которую вы сформулировали в самом начале. И самое главное - рассказывая о своих способностях, говорите правду. Утверждаете, что свободно владеете английским, французским и испанским? Готовьтесь к тому, что вас проверят на первом же собеседовании.

В категории «увлечения» кратко укажите профессиональные организации, в которых вы состоите, а также путешествия, различные виды спорта и хобби. Учтите: среди интересов не стоит указывать чтение. Считается, что книжки в руки хотя бы время от времени берут все образованные и культурные люди.