На Хортице  воскресили  Днепровскую флотилию

На Хортице "воскресили" Днепровскую флотилию

Дубель-шлюпку поднимали в 1971 и в 2010 годах.

Казачья лодка, бригантина, дубель-шлюпка, лодка-однодревка, дощаник, байдак – сейчас все они находятся на консервации и реставрации. Но археологи уже готовы пустить в святая святых каждого, кому интересны суда и лодки XVIII века.
С экспонатами сотрудники отдела археологии Национального заповедника "Хортица" работают в специальном ангаре, который внешне ничего особенного собой не представляет. Но обстановка внутри помещения с учетом рабочего беспорядка просто таки ошеломляет. Повсюду лодки, аккуратно взгроможденные на специальные помосты, особое оборудование для восстановления уникальных находок.
Сейчас научные сотрудники, не жалея сил и времени, дают вторую жизнь шести лодкам, половина из которых сохранилась всего на 50%.

Дубель-шлюпка
Первой находкой запорожских археологов стал кусок носовой части дубель-шлюпки. На него наткнулись еще в 1971 году у Хортицы. Тогда подняли его на берег, но тогда искусство консервации знали в основном только в теории, поэтому решили найденный кусок вернуть Днепру. Шлюпку погрузили в воду, засыпали грунтом, собственно, благодаря которому судно и сохранилось до наших дней. То есть почва служила своеобразной защитной подушкой от влияния времени и губительного воздействия воды.
Шлюпка в таком виде спокойно покоилась еще 27 лет. Но после сильного паводка в 1999 году лодку вновь смыло водой.
- Мы ориентировочно знаем, где сейчас находится шлюпка, - говорит заведующий отделом археологии Национального заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия. – Но пока раскопками и поднятием части судна заниматься не будем, нет финансовой возможности. Отмечу, что у нас есть данные о месте нахождения по крайней мере десятка лодок. Опять же, их поднятием мы зай­мемся сразу же, как только у нас появятся деньги.
Пока одна часть дубель-шлюпки покоится на дне, архео­логи занимаются реставрацией носовой и кормовой части другой дубель-шлюпки, которые подняли в 2008 и в 2010 годах.
Строили шлюпки в 1736 году. Использовали их для дальних и военных походов. Всего их было около 400 штук. При разработке этого судна участвовал российский генерал-фельд­маршал Буркхарт Миних. Он активно консультировался с запорожскими казаками, которые на то время считались профессионалами в изготовлении легких и быстрых судов. Прототипом шлюпки стал казацкий дуб. Дубель-шлюпки особо активно строили при формировании Днепровской флотилии, в ходе Русско-турецкой войны.
Кстати, на подобных судах ходили в дальние плавания к берегам Японии, Америки команды из экспедиции Витуса Беринга.
 

Новоманерная казачья лодка
Это судно гидроархеологи подняли осенью 1999 года. Сохранилось оно на 50%. Сейчас лодку практически восстановили и в процессе реставрации уже можно поставить точку.
Находка по своим характеристикам близка к дубель-шлюпке, но все же несколько отличается. Она построена галерным мастером Андреем Алатчаниным и использовалась в быстрых боевых действиях, высадке десанта, нападении на противника на мелководье и перевозке грузов.
- Одним из минусов у этих судов то, что тут не было палубы, поэтому долго на таком судне люди не могли находиться. Так как негде было толком поспать, не было камбузов, то есть места для приготовления пищи. Хотя команда выходила из положения и разводила костер прямо в лодке. Они насыпали песок, делали в нем углубление, обкладывали все камнями и разжигали огонь, на котором и готовили пищу, -  говорит Дмитрий Кобалия.

Бригантина русского манира
Пожалуй, это самый известный экспонат в собранной флотилии, так как в поднятии лодки принимал участие Андрей Макаревич.

Бригантина - самый крупный экспонат.
Бригантина - самый крупный экспонат.


Со дна Днепра судно подняли в 2004 году. У судна полностью сохранился левый борт, кусок палубы, корма, нос и днищевая часть. Специалисты утверждают, что найти судно образца 1711 года в таком отличном состоянии - настоящая удача. Предположительно, что название судна пошло от того количества человек, которые могли разместиться на лодке – 50 человек. Их называли бригадой. 
- Обычно суда подобного типа двухмачтовые, в нашей бригантине одна мачта и одна палуба. В разработке этого судна принимал участие лично Петр I, - поделился  Дмитрий Кобалия. – Судно прошло консервацию, теперь необходима реставрация.
Кстати, сегодняшнюю бригантину собирали как паззл. Сначала сама собой всплыла корма, которая дрейфовала по Днепру. Второй кусок кормы нашли рыбаки. Мужчины сообщили археологам, что под водой торчит "угол дома". После обследования оказалось, что это была вторая часть кормы. И только через два года со дна Днепра подняли основную часть бригантины, ее нашли в нескольких километрах от того места, где плавали ее части.

Байдак привезли из Киевской области.
Байдак привезли из Киевской области.

 

Байдак
Это судно вынесло на берег Десны в мае 2010 года со стороны Киевской области. Нашли лодку местные жители. Около шести месяцев байдак просто лежал один-одинешенек на суше, под охраной своих первооткрывателей. Запорожские археологи решили, что такая находка, которую тем более природа отдала сама, упустить нельзя. 
- Судно в отличном состоянии. Что самое порази­тельное – когда мы его столкнули в воду, чтобы переправить к месту погрузки на трейлер, лодка поплыла! Байдак сравнительно молодой, его построили приблизительно в самом начале XX века. Ценность его больше этнографическая, чем археологическая. Так как строили его по чертежам прошлых веков, - рассказал Дмитрий Кобалия. - Еще в 30-х годах прошлого века на байдаках люди перевозили сено и использовали в качестве пассажирских паромов.
Байдак – это традиционный украинский тип грузового судна, прообраз баржи. Он был разных размеров от 14 до 30 метров.
 

Лодка-однодревка и дощаник
Эти экспонаты XX века археологам также удалось раздобыть на Десне. Но нырять и доставать лодки со дна реки запорожским историкам не пришлось. Суда археологам любезно подарили местные жители. Лодки у людей стояли бесхозные, поэтому их с радостью вручили историкам. 
Лодка-однодревка и дощаник – это деревянные речные легкие суда небольшого размера. Довольно быстроходные. Кстати, довольно долго они активно использовались днепровскими рыбаками.

Такие лодки были популярны у казаков
Такие лодки были популярны у казаков

 

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
Подобного музея нет нигде в мире
Дело в том, что после Русско-турецкой войны 1736-1739 гг. у Хортицы стояла большая часть днепровской гребной флотилии – около 400 судов. Войска привезли из южных походов чуму, которая скосила немало народу. После окончания войны лодки остались без присмотра и во время первого весеннего паводка лед, по историческим свидетельствам, уничтожил более 40 кораблей. Остальные затонули сами от ветхости, стоя по берегам. Некоторым удалось сохраниться до наших дней только потому, что суда лежали все эти триста лет под большим слоем грунта, и только благодаря сильному паводку в 1999 году они открылись нам.
Любой музей может позавидовать находкам, которые подняли со дна Днепра запорожские археологи. По словам археологов, во многих странах мира на поднятие и реставрацию древних лодок тратятся миллионы долларов. У нас же гроши, из-за чего многие суда просто не доживают до поднятия.

ФОТО ПОДПИСЬ:
1 2 3 4 .

загрузка...
загрузка...

Политика

Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах
Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах 327

Помимо фактического признания Сергея Лещенко коррупционером, Нацагентство по предотвращению коррупции также поставило под сомнение незаангажированность директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Топ-5 первых леди мирового кино
Топ-5 первых леди мирового кино 172

Фантазируя, как новая девушка Васи Голобородько будет соблазнять и поддерживать босса, мы вспомнили и других женщин президентов, которые прекрасно сыграли свои роли.

Спорт