Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Хлеб" переименовали в "батон", тем самым введя в заблуждение население.

Фото: ФОТО ВЕСЕЛКОВ Павел

- Почему, несмотря на заключение меморандума о согласовании действий между Запорожской облгосадминистрацией и руководителями хлебопекарских и мукомольных предприятий, цены на хлеб начали расти?

Марина Дроздович:
- В соответствии с заключенным меморандумом, стоит уточнить, цены оставались неизменными только на хлеб социальных сортов: "Таврийский", "Александровский", "Заводской", "Пшеничный", "Азовский круглый", "Александрийский", "Нагайский", "Переяславский", "Ореховский", "Запорожский", "Мелитопольский", "Сергеевский", "Хлеб белый", "Городской". Цены на эти сорта хлеба оставались стабильными.

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

Хлебопеки же имели возможность восполнять какие-то финансовые потери за счет других сортов хлеба и прочей выпечки.
Меморандум был заключен до1 июля 2011 года, т.е. до периода сбора нового урожая (по данным госценинспекции стоимость оставалась  стабильной). Цены были нормальными и жители области это отмечали. Со своей стороны на льготных условиях хлебопекам предоставлялась мука.  С начала этого года значительно подорожали энергоносители, увеличилась минимальная зарплата, транспортные расходы, поэтому возникли экономические основания для роста цены на хлеб, но действовал меморандум и пекари его соблюдали. Но после 1 июля стали подымать вопрос о повышении цен на хлеб. И именно в этот период была договоренность об их увеличении в пределах 10%. Сразу же началась подготовка следующего меморандума, который был подписан 4 октября на период до 1 сентября 2012 года. К этому меморандуму был разработан ряд приложений, в которых указаны фиксированные цены на социальные сорта хлеба. В период действия меморандума, пока еще не было составлено приложение с перечнем конкретных сортов, заводы "Хлебодар" повысили цены на хлеб, особенно на "Пшеничный", и когда госценинспекция выявила это - начался процесс выяснения причин.
Цену производитель повысил в пределах 3-7%, а на "пшеничный" - в пределах 26-32%.
3-й и 5-й хлебозаводы наравне с известными сортами массового хлеба выпустили батоны, но с меньшим весом. Население просто было введено в заблуждение. При этом именно хлеб не всегда был в наличии и люди покупали батоны, в связи с чем не обратили внимания на то, что под одним и тем же названием они покупают не "хлеб", а "батон" с большей стоимостью и меньшим весом. Получилось, что поскольку мы можем регулировать торговую надбавку только по определенному перечню сортов, хлеб массовых сортов вывели из-под регулирования меморандумом.


- Что по этому поводу думают предприниматели? Подорожание – это спасение отрасли или все-таки  стремление бизнеса к сверхприбылям?

Лидия Кривенко:
- Очень жаль, что представители "Хлебодара" не пришли на мероприятие. Хлеб действительно значительно вырос в цене. Для предпринимателей очень завышена ставка на электроэнергию и газ, но это не является оправданием для тех, из-за кого страдают потребители. Несколько раз вопрос о стоимости энергоносителей подымался и в Кабинете министров и в других инстанциях. Хотя на всей территории расположено огромное количество электростанций, но  для предпринимателей расценки слишком завышены. Однако, подписывая меморандум, производители хлеба были обязаны соблюдать оговоренные условия.

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

В Запорожской области собран урожай в 800 тыс. тонн зерна, из которых на потребности области достаточно выделения 220 тыс. тонн.

Марина Дроздович:
- Меморандум не является односторонним соглашением. В свою очередь мы обязались предоставлять муку для хлебопеков  по цене ниже рыночной. В особенности это касается ржаной муки, в которой область испытывает недостаток. К тому же существует региональная программа по обеспечению области продовольственным зерном и в этом году предусмотрено выделение 1 млн. грн. на компенсацию кредитов  хлебопекарням на покупку продовольственного зерна. На данный момент половина суммы уже выделена. Но несмотря на выполнение всех обязательств с нашей стороны, хлебопеки ввели население в заблуждение. Потери от фиксированной стоимости массового хлеба пекарни компенсируют за счет других сортов хлеба и иной выпечки. Процент производства хлепопекарнями социального хлеба составляет не более 20%.

 - Похоже, что основной негатив обрушивается именно на розницу, которая доставляет продукт конечному потребителю?


Андрей Васильченко:
- Поскольку именно мы предоставляем хлеб конечному потребителю, то именно нам и достается весь негатив. В последнее время местные власти держат вопрос по ценам на контроле. И предприниматели это понимают. Наценки розницы составляют не более 10%. Цены розничничкам поднимать невыгодно, т.к.  конкуренция в этой отрасли очень высокая и покупатель просто уйдет к другому предпринимателю. На хлеб и молочную продукцию делается минимальная наценка, поскольку это стратегические продукты и цены на них подымать нельзя. По поводу повышения цен - покупатель думает, что именно мы делаем столь высокие наценки на товар, не понимая, что цены установил именно производитель.


 

- Новые виды батонов под названиями известного хлеба вышли из-под регулирования торговой надбавки. Как будет улажен этот вопрос?


Марина Дроздович:
-  На срочном совещании, которое собирал первый заместитель председателя облгосадминистрации Алексей Литвин, присутствовал антимонопольный комитет. В данный момент антимонопольный комитет начал расследование по этому вопросу.

- Почему меморандум не был изначально подписан с приложениями, которые бы не дали хлебопекам возможности для подобных маневров с продукцией?


Марина Дроздович:
-  Это было совершенно неожидано. Областная власть пошла на встречу хлебопекам, понимая, что производить социальный хлеб невыгодно. Цены должны были повыситься в пределах 10% в период между Меморандумами, а получилось, что по некоторым позициям стоимость повысилась до 32%.


- Хлеба массовых сортов стало меньше на прилавках города?


Андрей Васильченко:
- Сначала покупатели приобретали менее дорогостоящий продукт, и только позже стало ясно, что более дешевый и более легкий не хлеб, а батон под таким же названием. В данный момент население области об этом знает. И понимает, что батон потому и дешевле, что легче.

- Каковы результаты срочного совещания?


Марина Дроздович:
- Цены на хлеб вернулись на прежний уровень, а на некоторые сорта даже стали ниже на 1-2 коп. Было также оговорено, что батоны более не будут выпускаться под названиями известных видов массового хлеба. Хлепобеки оправдывали наименование батонов известными сортами хлеба "узнаваемостью".

- Власти предоставляют и более низкие цены на зерно, компенсация кредитов и дифтарифов на электроэнергию, но создается впечатление, что предприниматели дистанцируются от власти. Это делается для того, чтобы в будущем от них не потребовали ответных действий?


Лидия Кривенко:
- К нам обращались многие предприниматели-производители, у которых в связи с повышением минимальной заработной платы, стоимости энергоносителей, пенсионных взносов, просто не состоянии даже оплачивать налоги. Мы обращались в Киев с вопросом о том, почему завышена ставка для предпринимателей именно на энергоносители, хотя есть льготные ставки для заводов, но для производителей – нет.

- Какова сейчас ситуация с социальными сортами хлеба?


Марина Дроздович
- Сейчас ситуация вернулась на уровень, оговоренный в меморандуме. Цены полностью зафиксированы до 1 сентября 2012 года. Теперь будет проводиться еженедельный мониторинг цен на массовый хлеб и соблюдения условий меморандума.


- Регулярно происходит ситуация, когда и при хорошем, и при плохом урожае цена на муку для выпечки остается такой же. Ведь вывоз зерна из области регулируется. Почему при стабильно хорошем урожае в нашем крае происходят такие действия?
 

Марина Дроздович:
- Это происходит не только в Запорожской области. Нам удавалось удерживать цены стабильными до 1 августа, а в некоторых областях Украины было повышение цен. Резкий скачок цен у нас произошел в период между меморандумами, тогда как в других областях цены повышаются плавно, возможно именно из-за этого скачок цен стал такой явственный.


Андрей Васильченко:
- Хотелось бы, чтобы покупатель всегда понимал, что розница старается делать и делает минимальную наценку на стратегические товары. В особенности на хлеб. Чтобы приходя в магазины за хлебом, покупатель понимал, что наценка у нас настолько низка, насколько это возможно. 

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

Лидия Кривенко:
-Я такой же потребитель, как и любой человек.  Если вспомнить бум цен на гречку в прошлом году, то к нам так же обращались покупатели с жалобами. Но розница виновной не была – оптовики отпускали товар по высокой цене.

Цены социальных сортов хлеба, зафиксированные меморандумом для хлебопроизводителей за кг веса:
ПАТ "Запорожский хлебозавод №3"
Пшеничный(подовый) 3, 71
Таврийский улучшенный(подовый) – 4,48
Александровский(подовый) – 4,93
Заводской(подовый) – 4,83
ПАТ "Запорожский хлебозавод №5"
Пшеничный(подовый) – 3,71
Пшеничный(формовой) – 3,71
Таврийский улучшенный – 4,45
ПАТ "Бердянский хлебокомбинат"
Пшеничный(подовый) – 3,71
Азовский круглый(подовый) – 4,80
Александрийский(подовый) – 5,08
Нагайский(подовый) – 5,03
ПАТ "Ореховский хлебокомбинат"
Переяславский(подовый) – 4,49
Ореховский(подовый) – 5,08
Запорожский(подовый) – 5,08
ТОВ "Мелитопольский хлебокомбинат"
Пшеничный(подовый) – 4,60
Мелитопольский(формовой) – 4,82
Сергеевский(подовый) – 4,83
ТОВ "Хлеб Токмака"
Пшеничный(формовой) – 4,15
Хлеб белый (подовый) – 4,97
Переяславский (подовый) – 4,44
Городской(подовый) – 4,92