Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Дети с нарушениями зрения остро нуждаются в специальных учебных принадлежностях, а взрослые – в рабочих местах.

Дети с нарушениями зрения остро нуждаются в специальных учебных принадлежностях, а взрослые – в рабочих местах.

- Сколько насчитывается людей с проблемами зрения?


Лилия Колесник:
- В Запорожье насчитывается 18 детей с болезнями обоих глаз, 71 ребенок с заболеваниями одного глаза, среди взрослых число инвалидов зрения равняется 810.
Наталья Никоненко:
- В нашей общественной организации состоит 1450 человек.


- Анна Владимировна,  сколько детей обучается в вашем центре?


Анна Тихомирова:
- В нашем центре обучается 270 детей с нарушениями зрения: из них 86 детей-инвалидов и 10 детей полностью невидящих.


- Где и как проводится лечение слабовидящих в нашем городе?
 

Лилия Колесник:
- Основная деятельность направлена не только на лечение, но и на профилактику заболеваний органов зрения. На это направлена деятельность как работников медицинских учреждений, так и городского центра здоровья при управлении по вопросам охраны здоровья. Профилактикой охвачено как проведение обучающих лекций, так и изготовление плакатов, листовок. Значительную часть инвалидностей составляет глаукома.


- На что стоит обращать внимание родителям, чтобы уберечь свое чадо от проблем со зрением?


Лилия Колесник:
- Во-первых, это хорошо освещенное рабочее место ребенка (свет не должен быть очень ярким или слишком приглушенным, источник света должен находиться с левой стороны), во-вторых, должно быть достаточным расстояние до учебника (30-35 см.), монитора, телевизора. Просмотр телепередач должен длиться не более 1 часа в день с обязательными перерывами для отдыха глаз. Ребенок ни в коем случае не должен читать лежа либо в транспорте. В обязательном порядке малыш должен быть приучен к тому, что грязными руками тереть глаза очень опасно.


- Расскажите о профилактике глазных заболеваний.


Лилия Колесник:


- В городе действует 12 кабинетов для раннего выявления патологий, 2 кабинета по охране зрения (при 2 и 5 детских поликлиниках), которые оснащены новейшим оборудованием. Всего в городе насчитывается около 4000 детей с заболеваниями органов зрения (около 4% всего населения Запорожья). В последнее время часто встречается ретинопатия у недоношенных детей (проблемы с сетчаткой). Причиной является незрелость, несформированость сетчатки у недоношенных деток. В 2006 году на базе 3 городской больницы был открыт современный глаукоматозный кабинет. Для лечения первично диагностированной глаукомы больным бесплатно предоставляется препарат "Траватан". В городе задействованы программы по обеспечению инвалидов и ветеранов ВОВ бесплатными операциями по замене хрусталика. На протяжении прошлого года совместно с клиникой "Визус" было продиагностировано и прооперировано около 500 ветеранов и инвалидов ВОВ.


- Есть ли программы, помогающие вашей организации?


Наталья Никоненко:
-  На 2010-2011 годы заложена работа программы "Назустріч людям" на лечение катаракты и глаукомы, но очень хотелось бы, чтобы были заложены деньги на индивидуальное протезирование глаз. Идет целевая закупка глазных протезов, но цвет и размер глазного яблока сугубо индивидуальны для каждого человека: получается, что протез куплен, но совершенно не подходит по размеру. Закупленными хрусталиками инвалиды по зрению чаще всего не пользуется. Они в  большей степени нужны ветеранам ВОВ или людям, больным катарактой.


- Почему так сложно найти тифлопедагога? Где таких преподавателей обучают?
 

Анна Тихомирова:
- Тифлопедагогов обучают исключительно в Киевском институте им. Драгоманова, поэтому для Запорожской области и самого учебного учреждения "Ориентир" характерна острая нехватка таких узкоспециализированных учителей. В этом году ко дню 20-летия независимости был открыт четвертый в Украине  блок для слепых детей. К счастью, для учебного заведения удалось привлечь к работе тифлопедагога, который обучает до 8 детей. В Запорожской области "Ориентир" - единственная специализированная школа области.


- Насколько отличается работа тифлопедагога и учебный процесс таких деток?
 

Александра Байша:
- Очень мало людей, выбирающих эту специальность: существует очень мало специализированных школ. К счастью, стали открывать если не специализированные классы при детских садиках и школах, то хотя бы группы для слабовидящих детей. Для обучения используются специфические методики, вплоть до того, что рисунки, таблицы и изображения на доске должны иметь высокий контраст, жирные очертания и крупные размеры. Предмет должен быть ребенком полностью изучен: наиважнейшую роль играет осязание. Дети, слепые от рождения, даже не имеют представления о том, как выглядит человек: для обучения используются куклы, чтобы объяснить, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Очень сложно деткам даются письмо, чтение – необходимо вначале развить мелкую моторику пальцев рук.


- Насколько сложно передвигаться слабовидящим деткам и взрослым, особенно самостоятельно?


Александра Байша:
- Есть специальные предметы и программы, направленные на ориентирование на местности: обучение начинается с ориентации на бумаге.
Наталья Никоненко:
- Проблемой является пересечение дороги, из-за того что не везде стоят светофоры со звуковым сигналом. Мы искали спонсоров, удалось закупить сигналы сигнализации, но людям эти маячки мешали очень громким звуком. Сейчас появились маячки с более приятными мелодиями. В Луцке звуковой маячок звучит как метроном. Сложности представляет даже обычная посадка в общественный транспорт: трудно узнать номер маршрута, транспорт останавливается в неположенном месте, пытались внедрить в производство звуковых маячков для транспорта. Следующей проблемой является поход в магазин: совершенно невозможно увидеть цены и состав товара. Также удобным было бы, если бы первую и последнюю ступеньки в учреждениях первой важности выделяли желтым цветом, бывали случаи, что люди просто падали.
Александра Байша:
- В Киеве провели эксперимент: незрячего человека привели в супермаркет, где ему требовалось купить определенные продукты. 15 минут ждали просто продавца-консультанта. После просьбы о помощи продавец долго рассказывал о наличии различных товаров и акций в магазине. Уже на кассе, стало ясно, что половина приобретенных товаров была далека от тех, которые просил незрячий человек.


- Где обучают собак-поводырей и какими средствами, облегчающими жизнь, пользуются люди с нарушениями зрения?


Наталья Никоненко:
- Насколько известно, собак-поводырей в Украине не обучают. Но главной проблемой является содержание животного: сможет ли инвалид по зрению прокормить, пролечить собаку? Это слишком дорогое удовольствие. Сейчас незрячие люди пользуются звуковыми программами для озвучивания информации на компьютере, также есть аудиокниги, появляются смартфоны с говорящими программами, значительно облегчают жизнь GPS-навигаторы. Очень хотелось бы, чтобы навигаторы входили в средства реабилитации. Для детей же требуются специальные доски-тетради индивидуального пользования, которых почти нет.
Александра Байша:
- Что касается приборов, которые помогают детям адаптироваться, существуют Брайлевские мониторы (примерная стоимость 10 000 долларов), брайлевские принтеры, печатающие специальным шрифтом, но, к сожалению, наша школа не располагает подобными устройствами. Из-за нехватки обучающих материалов книги приходится перепечатывать вручную.
Анна Тихомирова:
- Большим шагом вперед стала работа в нашей школе тифлопедагога, а также создание принтера Брайля, который, надеемся, когда-нибудь появится и у нас.


- Насколько таким деткам трудно адаптироваться в жизни и найти работу?


Александра Байша:
- Все совершенно индивидуально и зависит от способностей самого ребенка. Выбрать профессию очень трудно, из-за того что отсутствие остроты зрения очень сильно сказывается на детках. В нашей школе многие дети очень талантливо поют, но работу найти крайне сложно.


- Насколько сложно найти людям с физическими ограничениями и насколько такая продукция востребована?
 

Наталья Никоненко:
- Незрячие люди, даже с высшим образованием, находят работу крайне сложно: большинство работает массажистами, изготавливают розетки и прищепки. Сейчас из-за более низкой стоимости китайской продукции вещи, изготовленные руками слабовидящих, являются неконкурентоспособными. Есть среди незрячих музыканты и преподавали, кандидаты наук, журналисты. Но, тем не менее, наши предприятия стараются как-то существовать.


- Что бы вы посоветовали родителям таких деток?
 

Анна Тихомирова:
- В семье родился слепой малыш. Осознание этого факта сильнейший стресс для любого человека. Стрессом является и осознание того, какие физические и умственные осложнения это может вызвать у ребенка. Поэтому каждый родитель должен набраться терпения и сил, чтобы суметь создать для незрячего ребенка такие условия, которые бы помогли ему адаптироваться к дальнейшей полноценно самостоятельной жизни, чтобы помочь ребенку найти свое место в этой жизни. Задача нашего учебного заведения – это раскрыть в ребенке те способности и дать ребенку условия и стремления для самореализации. Среди наших учащихся есть талантливые музыканты, вокалисты. И все это благодаря усилиям, воле, терпению родителей.
Александра Байша:
- Очень важно донести до родителей, что не нужно ребенка полностью изолировать от окружающего мира. Важно, чтобы родители поняли – они не всегда будут рядом и не всегда смогут помочь.  Любой инвалид должен быть самостоятельным. Детей любить необходимо, но нельзя залюбливать.
Наталья Никоненко:
- Любите своих детей, но не так сильно, иначе это принесет только вред, а тем более детей с ограниченными физическими возможностями. Если ребенок не изолирован, то вырастет он достаточно полноценным.
Лилия Колесник:
- Глаза-зеркало души. Берегите свое зрение и зрение своих детей.