Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как воспитать талантливого и умного ребенка?

Как воспитать талантливого и умного ребенка?
Фото: ФОТО ВЕСЕЛКОВ Павел

На этот и многие другие вопросы ответили участники "круглого стола" прошедшего в пресс-центре "Комсомольской правды".

"Раннее развитие это не цель, а средство"


- По какой методике работает клуб раннего развития ребенка "Остров Почемучка"?
 

Ирина Бродская. - Мы занимаемся с детьми по методике Марии Монтессори, которая  советовала не учить, а сохранять природную мотивацию ребёнка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником на протяжении всей жизни..Также ее методика не похожа на другие тем, что мы работаем с разновозрастными группами: от года до 3 и старше  3-6 лет. В объединенных группах малыши тянутся за более взрослыми детками, а те в свою очередь помогают им. Между собой они входят в дискуссии и споры. Это всегда положительные моменты для развития. Ведь именно период от 0 до 6 предназначен для построения разума маленького человека, для воспитания в нем самостоятельной, самодостаточной и творческой личности. 

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

 - Как проходят занятия в клубе?
 

Ирина Бродская. - У нас нет поурочной системы, нет парт, учительского стола. Вместо этого удобные коврики и свобода для детей: они самостоятельно выбирают материал, с которым хотят заниматься, решают, сколько времени уделят ему, выбирают того, с кем будут работать. Детей в группах от 0 до 3 лет сопровождают мамы. Занятие длится 1,5 часа – это единственное время, когда они могут полностью посвятить своему ребенку, когда их общению не будут мешать ни телефон, ни телевизор…. Наша цель научить родителей понимать своего ребенка, наблюдать за ним и правильно воспитывать. В группах от 3 до 6 лет (подготовка к школе) структура проведения занятий аналогичная, но здесь дети занимаются самостоятельно.


- Обучение в студии ограничивается несколькими часами в неделю, все остальное время дети проводят в иных условиях. Как создать развивающую среду дома?
 

Ирина Бродская. - Развитие детей должно происходить не только с нашей помощью, но и с помощью родителей. А среда, в которой находятся малыши в студии, для них очень благоприятна и ее важно перенести домой. Для этого нужно создать условия удобные для жизни ребенка, что бы в каждом своем последующем шаге, он не нуждался в чьей-либо помощи, а мог все сделать самостоятельно. Например, ваш малыш проснулся, но его кроватка стоит не удобно и без посторонней помощи он не может встать - в этом случае он будет звать на помощь маму. Дальше он идет в ванную комнату и ситуация повторяется. Аналогии можно продолжать и дальше. В результате, у родителей уходит уйма времени на помощь своему чаду в том, что он, по сути, может выполнить и сам. Для этого вы должны побеспокоиться, чтобы выключатели, крючки для одежды, полотенца, и другие атрибуты находились соответственно роста ребенка. Также ему всегда должны быть  доступны развивающие игрушки, карандаши, краски, обязательно приготовлена вода. Ребенок должен принимать непосредственное участие в домашней уборке. Пусть даже вам придется за ним это все переделывать, главное, чтобы он этого не видел. С каждым разом он будет совершенствовать свои умения, и начнет  делать все также как и мы. Малыш должен знать, что он помогает маме, для него это очень важно.
Когда же ребенок говорит: "Я сам!", обычно это происходит около двух лет, нужно предоставить ему свободу и право быть самостоятельным. Тогда можно будет сказать, что мы воспитываем творческую и самостоятельную личность.


- Как родителям не переусердствовать, пытаясь вырастить из ребенка гения?
 

Ирина Бродская. - Раннее развитие это не цель, а средство позволяющее воспитать личность, способную добиться успехов в самых разных областях . Поэтому важно не заставлять делать ребенка то, что хочется родителям, а дать ему право самостоятельного выбора. На занятиях мы как раз учим мам и пап наблюдать за своими чадами.


-  Как правильно подготовить ребенка к школе и не отбить у него желание учиться?

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

Ирина Бродская. - Если, поступая в первый класс ребенок умеет читать и писать, это еще не говорит о том, что он подготовлен к школе. Чтобы ему все легко давалось, у него должен быть успех, а для этого он должен уметь работать самостоятельно, высказывать свои мысли, выполнять задание по образцу.

"Иностранный поможет сформировать речь"


- С какого возраста рекомендуется начинать изучение иностранных языков?
 

Елена Яценко: - Иностранные языки - это средство развивать ребенка. И если оно будет полноценно использоваться, начиная с года-двух, это замечательно. Мы всегда говорим родителям о том, что чем раньше они дадут возможность малышу развиваться с помощью изучения языков, тем лучше.


- Занятия в вашем центре проходят в виде уроков или же игр?
 

Елена Яценко: - В работе мы используем методику Валерии Мещеряковой, разработанную для дошкольников и школьников, которая подразумевает основной мотив для работы и развития детей - игру. Она может быть активной, пассивной или музыкальной. Также многое зависит от того, кто является ее ведущим. Важно, чтобы преподаватель мог увлечь группу и каждого в отдельности ребенка. Только в таком взаимодействии получается увлекательная и познавательная работа.


- Какое оптимальное количество детей должно быть в игровой группе?
 

Елена Яценко. - Чтобы состоялась игра, нужны игроки, это минимум 3-4 ребенка. Максимум зависит в первую очередь от преподавателя и той методики, которую он выбирает. В "Планете знаний" это количество составляет 8 деток. Хотя мне, как преподавателю, очень интересно работать, когда в группе находится 10 человек, интересно удерживать игровую атмосферу и сохранять дисциплину.


- Насколько квалифицированы специалисты "Планеты знаний", где они изучали иностранные языки и общались ли в кругу носителей?
 

Елена Яценко. – Кроме того, что наши преподаватели имеют высшее профессиональное образование (все выходцы из Запорожского национального университета), они проходили практику в Англии или Америке, соответственно, имели возможность общаться с носителями языка. Также, наши преподаватели постоянно совершенствуют уровень своих знаний, развивают его. Например, двое из педагогов не так давно получили очередную степень в языковом центре. Во-вторых, преподаватели "Планеты знаний" не ограничиваются только знанием материала, они развивают свои педагогические навыки, проходят психологические тренинги, посвященные работе с детьми-дошкольниками, посещают авторские семинары и мастер-классы Валерии Мещеряковой. Ведь им важно не только самим иметь хорошие знания, но и уметь донести их до своих учеников, аккуратно подавая материал.

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

- Некоторым семьям ближе традиционная методика обучения, когда ребенок занимается один на один с преподавателем. Есть ли у вас услуга репетиторства?


Елена Яценко. – Индивидуальные занятия, это уже не игровая форма обучения, а наставничество. Но у нас такой вид занятий действует наравне с коллективным. Каждая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, но главный вопрос остается в том, что необходимо ребенку. Если цель, чтобы он свободно общался на иностранном языке, то, безусловно, этому поспособствуют групповые занятия. Если же школьник отстает в чтении или грамматике, логичнее и правильнее будет, если преподаватель в индивидуальном порядке займется пробелами в знаниях.


- Не редко дети в раннем и дошкольном возрасте не выговаривают значительную часть букв и звуков, при этом их еще начинают учить иностранным языкам. Не может ли это в дальнейшем негативно сказаться на их разговорной деятельности?
 

Елена Яценко. – Первый этап обучения – это понимание, когда ребенок активно слушает, у него формируются образы. Так он начинает понимать иностранную речь и говорить про себя. Следующий этап, само говорение. Получив языковую подготовку, ребенок начинает произносить то, что думает. И возможно все это, благодаря тому, что во время 3-4-летнего возраста он слушал носителей: записи с дисков, преподавателей. И в этом случае, мы не только не помешаем, а напротив, поможем развить речеформирующий аппарат. Методика I Love English, как ни одна другая, очень гармонично встраивается в общий комплекс мероприятий, удовлетворяет все потребности ребенка в его творческом самовыражении. Интересен тот факт, что педагог, работающий по этой методике, одновременно решает несколько задач: развитие фонематического слуха, умение слушать и слышать, идет развитие познавательных психических функций (внимание, память, логическое мышление и др.), психокоррекция двигательной расторможенности, импульсивности, неустойчивости внимания (что особенно важно для гиперактивных детей!). Речь детей формируется до 5-6 лет. К нам же приводят деток, начиная с 3-летнего возраста.

"Задача родителей распознать способности ребенка"


- Юрий Павлович, вы вырастили двух одаренных сыновей, которые окончили школу раньше сверстников. Кроме того, младший занял первое место во Всеукраинском конкурсе научно-исследовательских работ учеников - членов Малой академии наук за изобретение электронного учебника по стереометрии в 3D-формате. Как проявились их способности, развивали ли вы их?
 

Юрий Минаев: - Заниматься с детьми мне нравилось еще со школы, будучи старшеклассником, я готовил к экзаменам и олимпиадам своих знакомых. Да и к должности папы я подошел сознательно, читал специализированную литературу. Для воспитания и развития сыновей я выбрал систему Никитиных. Занимался с ними самостоятельно, для меня это было не только важно, но и интересно. С раннего детства мы решали различные задачки, формировали логическое мышление.


- В чем заключается основа системы воспитания Никитиных?
 

- Юрий Минаев: - Борис Никитин разработал целую серию развивающих игр для детей. Они были подхвачены во всем мире, и используются до сих пор. Также очень много в этой методике уделяется здоровому образу жизни, закаливанию. Этому посвящена не одна книга.


- Как вашим сыновьям удалось окончить школу раньше времени?
 

- Юрий Минаев. – Старший сын поступил в первый класс немного раньше, но был вполне готов к этому шагу. А со временем я начал замечать, что школа плохо действует - заниматься умственной деятельностью для него стало постыдно. Например, если раньше мы могли с ним идти по улице и решать логарифмические уравнения, то став старше сын следил, чтобы этого никто не услышал. Но благодаря тому, что нашлись родители, которые хотели завершить обучение своих чад пораньше, мы разработали специальную программу и сын получил аттестат в 15 лет. Младший просто перескочил один класс.


- Вас не осуждали за то, что вы украли детство у своих детей?


- Юрий Минаев. - Все родители и дети разные, поэтому спрашивать о таких вещах нужно в первую очередь у самих детей. Ведь главная задача взрослых увидеть способности и особенности своего ребенка, поддержать его, помочь построить собственный вектор и взять направление. Сегодня, многие ученики, оканчивая школу, еще не приходят к таким выводам, а некоторые, уже, будучи студентами, не знают, чего хотят.


- Насколько важно именно раннее развитие детей?
 

- Юрий Минаев. – Очень важно. Когда дети приходят в вуз после современных школ уже практически ничего нельзя сделать. Нужно в раннем возрасте построить мышление так, чтобы становясь старше, они сами знали, что им нужно.
Елена Яценко. – Главный толчок дается в раннем детстве. Если этот момент упустить, со временем, конечно, наверстать можно все, но только если родители усердно будут заниматься ребенком и показывать положительный пример – читать книги, решать задачи. Но даже если толчок был сделан, но примера не последует, глядя на родителей, ребенок вместо новой книги выберет телевизор.  Конечно, есть и исключения – это дети, которые сами будут тянуться за знаниями, но таких - единицы.

Ирина БРОДСКАЯ, руководитель клуба "Остров Почемучка". Член Всеукраинской ассоциации Монтесори учителей
Елена ЯЦЕНКО, директор центра развития ребенка "Планета знаний".
Юрий МИНАЕВ, профессор кафедры физики и методики ее преподавания в ЗНУ, отец двух одаренных детей.