Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Василий Гневышев:«Кроме прав, у потребителей есть еще и обязанности»

Василий Гневышев:«Кроме прав, у потребителей есть еще и обязанности»
Фото: На вопросы читателей «КП» ответил начальник областного управления по делам защиты прав потребителей

Право задать любой вопрос продавцу есть у каждого

? - Здравствуйте. Звоню вам из Куйбышевского района. Купили компьютер, он хорошо работает, но спустя время решили поменять его, потому что памяти недостаточно для полноценной работы. Но в магазине ответили отказом.

-  Спустя какое время после совершения покупки вы обратились за заменой?

- Через месяц.

- Увы, за это время  вы потеряли все права для обмена товара. Для этого у вас было две недели, и то при условии, что вы компьютером не пользовались. Поэтому магазин прав, что не принимает ваш компьютер. Хочу вам посоветовать на будущее: выбирая такой недешевый товар, вы имеете право задать любой вопрос, который вас интересует, продавцу-консультанту, ознакомиться с инструкциями и потребовать сертификат качества. Это в первую очередь ваша ответственность перед собой.

? - Василий Викторович, часто ли приходится отказывать людям в помощи и почему?

- Приходится отказывать по вине самих же потребителей. Ведь, кроме прав, у них есть еще и обязанности, как эксплуатировать тот же магнитофон, или как ухаживать за обувью или металлопластиковыми окнами. Многие просто не читают инструкцию по эксплуатации товара. Особенно это касается дорогостоящих предметов.

? - Здравствуйте. Если в магазине у покупателя упал из рук пакет молока и порвался, кто в этом случае должен платить за это молоко?

- В магазинах самообслуживания вас не имеют права заставить платить за подобным образом  испорченный продукт. Выбирайте на прилавке другой пакет молока- это ваше право. В супермаркетах подобные проблемы учтены в затратах магазина и должны компенсироваться  за их счет.

Цены на прилавках - информация не секретная

? - Скажите пожалуйста почему в супермаркетах нельзя переписывать цены продуктов? Например, когда я составляю список необходимого на праздник, мне нужно знать цены. Я же не могу их все запомнить…

 - Как это не разрешают?

 - Подходят и говорят: извините, у нас нельзя переписывать цены и даже грозятся позвать охрану.

  - Это абсолютно недопустимое и противозаконное отношение к покупателю. Вы имеете полное право записывать цены - эта информация общедоступна и не является секретом для любого человека, который пришел в магазин. 

  - Скажите, а если мне все же не дали воспользоваться законным правом, то есть заставили заплатить за лопнувший пакет молока или не разрешили переписать цены, куда я могу обратиться?

  - В первую очередь к старшему в магазине - директору или администратору. Если они вам не могут или не желают помочь, то в каждом магазине есть уголок покупателя, в котором даны координаты всех организаций, занимающихся  контролем и работой этого магазина, и вы по своему усмотрению обратитесь туда, куда захотите. Это могут быть санэпидстанция и наше  управление по защите прав потребителей.

 ? - Скажите, почему в разных магазинах одни и те же продукты питания  продаются по разным ценам?

    - Это не относится к нашей компетенции, мы не проверяем цены. Это компетенция управления по контролю за ценами. Но, поскольку цены у нас отпущены в свободное плавание, надбавки, которые устанавливает предприниматель, он определяет самостоятельно. Кроме тех товаров, на которые торговые надбавки ограничены распоряжением облгосадминистрации, например хлеб, и контролируются управлением по контролю за ценами. 

Не забывайте чеки в магазинах

 ? - В течение какого времени и в каком случае можно вернуть непонравившийся товар в магазин?

  - В законе четко написано, что, если вам не понравился товар, его фасон, форма, цвет и так далее, но при обязательном условии, что целы все бирки, ярлыки и документы, и если у вас есть чек, подтверждающий покупку, в течение двух недель у вас обязаны его принять. Если нет чека, доказать покупку вы не сможете. Поэтому, даже если вы совершаете покупку на рынке, продавец обязан выдать документ, подтверждающий, что вы заплатили ему деньги.

 ? - Здравствуйте. Полгода назад получил автомобиль через «Автоплан». Выбрал одну модель, а выплатить нас заставили за другую, схожую модель автомобиля, но с  разницей в стоимости. Документов, подтверждающих оплату, до сих пор не выдали, говорят, техпаспорт есть, так и катайтесь.

  - Нам необходимо увидеть договор, который вы составляли, и внимательно его изучить: какой автомобиль, его технические характеристики, на каких условиях вы его приобретали, какая комплектация у этого автомобиля, потому что цена ведь и от нее зависит. Приходите к нам в управление, захватите с собой договор и все документы, чтобы можно было выяснить, кто и как поступил с вами неправильно.

  - Есть товары, которые вообще нельзя менять?

  - Есть определенный перечень таких товаров, в первую очередь это лекарства, утвержденный законодательством. Магазины не вправе менять его по своему усмотрению. Существует и список товаров, в случае ремонта или поломки которых  вам должны предоставить в пользование их идентичную замену на время гарантийного ремонта. Например, поломался у вас телевизор, гарантийный ремонт длится две недели, а вы жить не можете без «голубого экрана». Поэтому магазин должен вам предоставить на  время ремонта другой телевизор - по вашему письменному заявлению. В этом перечне записаны  телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, морозильники, стиральные машины, микроволновые печи, компьютеры и другая аппаратура и бытовая техника. В любом магазине бытовой техники продавец обязан предоставить вам замену, если вы у него купили товар, который сломался до истечения гарантийного срока эксплуатации. Но далеко не все потребители знают об этом праве, а магазины, соответственно,  предпочитают об этом молчать.  

 ? - Имеют ли право не пускать в супермаркеты мам с колясками?

  - Есть стандарты, предусматривающие нормы расстояний в магазине между прилавками,   поэтому проезд детской коляски в магазине может быть и не предусмотрен.

 ? - На какие товары и услуги чаще всего жалуются запорожцы?

  - Это металлопластиковые окна, мобильные телефоны, сложная бытовая техника, продукты питания, обсчеты и обвесы. В последнее время поступает много жалоб на коммунальные услуги

Фото Павла ВЕСЕЛКОВА.
  
Из личного дела

Василий Викторович Гневышев родился в Приазовском районе Запорожской области в 1947 году. Закончил Донецкий институт советской торговли по специальности «экономист». С 1970 по 1975 год работал экспедитором, товароведом и заместителем директора торга (организации, занимавшейся торговым обслуживанием населения) в Мелитополе, 1975-1980 – инструктор обкома. 1980-1986 – директор фирмы «Одежда». 1986-1990 – начальник областного управления торговли. 1990-1993 – заместитель председателя облисполкома. 1993-1997 – советник по экономическим вопросам посольства Украины в Болгарии. 1997-2003 – заместитель председателя ГНА в Запорожской области. 2003-2006 – директор запорожского филиала одной из страховых компаний. 2006-2007 – заместитель начальника главного финансового управления облгосадминистрации.
С июля 2007 года - в должности начальника управления по делам защиты прав потребителей.