Загрузить еще

Налог на посылки: что изменится для тех, кто их получает

Налог на посылки: что изменится для тех, кто их получает
Фото: Фото: flickr.com

История вопроса

Тема "посылок по новым правилам" муссируется еще с 2017 года. Тогда планировалось, что украинцы смогут получать без пошлин не более трех заграничных посылок в месяц не дороже 150 евро, а за каждую посылку сверх нормы пришлось бы заплатить пошлину - 20% от ее стоимости.

Очевидно, что большинство украинцев такое нововведение бы не затронуло и коснулось бы в первую очередь тех, кто любит "пошопиться" в заграничных интернет-магазинах, в том числе и для последующей перепродажи. Вполне естественно, что законопроект не понравился и "серым поставщикам", которые дробят партию товара, чтобы завозить их без уплаты пошлин.

Впрочем, документ еще только обсуждался, а эксперты уже привели свои аргументы из серии "овчинка выделки не стоит".

Во-первых, средства, которые уйдут на создание системы администрирования вряд ли смогут превысить поступления в бюджет от нового налога. Во-вторых, победу над серым импортом тоже праздновать не придется – у поставщиков есть и другие схемы. И, наконец, простые покупатели тоже найдут лазейки. Самый простой способ - отправлять посылки на разных получателей.

Впрочем, в начале 2018-го стало известно, что налог на заграничные посылки отложили на год. 

Что сейчас

Отведенный для введения пошлин год уже подходит к концу, но, как стало известно, теперь по поводу посылок есть и дополнительные предложения. 
В частности, в ближайших планах - ввести НДС с иностранных посылок, которые стоят дороже 22 евро. По данным источника, на который ссылаются СМИ, такое предложение озвучила  Государственная фискальная служба.

Участники рынка от таких нововведений не в восторге и прогнозируют: это приведет к росту контрабанды и никак не поспособствует наполнению бюджета. Кроме того, введение нового налога автоматически повлечет за собой увеличение количества сотрудников государственного аппарата, которые должны будут администрировать весь этот процесс. А расходы на их содержание лягут на плечи налогоплательщиков.

"Введение нового налога или поднятие ставки действующего действительно не всегда приводит к повышению доходов бюджета, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Александр Гаврутенко. - В экономической теории такую ситуацию описывает кривая Лаффера, которая демонстрирует, что есть такой уровень налогов, при котором деловая активность сворачивается или уходит в тень, и доходы бюджета начинают падать. С НДС на посылки как раз может сложиться именно такая ситуация – вместо наполнения бюджета мы получим рост затрат государства на администрирование, новые схемы контрабанды, занижение стоимости посылок. А это всегда дополнительные риски для отправителя, что в любом случае приведет к повышению реальной стоимости, снижению спроса и сокращению такого вида покупок".   

При этом, продолжает экономист, не всегда целью того или иного налога является наполнение бюджета. Есть так называемые заградительные налоги, целью которых является защитить внутреннего производителя от более дешевого импорта. Или же выравнивающие налоги, когда в системе внешнего товарооборота появляются лазейки, которых раньше не было и которые законодательно не регулировались. И когда они начинают  вносить  существенные несправедливые дисбалансы по отношению к тем, кто работает урегулированным схемам, государство вынуждено принимать меры и закрывать эти лазейки. Самый яркий пример такой ситуации – это рынок подержанных автомобилей на еврономерах. Посылки без НДС – это такая же проблема и она, очевидно, требует разумного и справедливого решения.

НДС – это по определению заградительный налог, подытожил эксперт. Но, в данном случае, это еще и выравнивающий налог, который пытается поставить всех участников внешнеэкономической деятельности в равные условия.

Новости по теме: Налоги посылки